Воскресенье выдалось на редкость загруженным. С утра у нас был прогон первого акта "Волков Мибу". Надо сказать, что такого укурочного прогона у нас ещё не было, и его решено было именовать "гон-прогон". Жалко, что никто это не снимал - мы были бы обеспечены материалом для бэкстейджей на ближайшие два года
А всё началось с того, что плей-лист не хотел выстраиваться, между песнями были паузы, которые пришлось заполнять. Вот народ и заполнял. Так, что потом животы от смеха болели
А потом мы поехали слушать караокеров на прослушивание для Тя-но-Ю. Сидели тёплой компанией ) Само прослушивание было неоднородным: были прекрасные исполнители, которых хоть сейчас на сцену, были такие, которым ещё учиться и учиться, и было некоторое количество людей, которые выбрали неудачную песню. Не под свой голос и диапазон, или с очень сложными песнями, где надо особым образом подавать звук, чтобы эта песня прозвучала.
Осмелюсь дать несколько советов исполнителям, собирающимся на прослушивание или — чем чёрт не шутит — сразу на сцену
Осмелюсь дать несколько советов исполнителям, собирающимся на прослушивание или — чем чёрт не шутит — сразу на сцену:
1. Люди, не выбирайте сложные песни, если вы не уверены, что можете их хорошо исполнить. Лучше выбрать простую песню, которая, может, и не такая красивая, но лучше подходит под диапазон и особенности звукоизвлечения. Оно будет смотреться гораздо лучше и выигрышнее, чем если в сложной песне у исполнителя будут неуверенные верхи или проваленные низы. Простота в данном случае может сослужить хорошую службу и исполнитель предстанет в более выгодном свете. Так что если в песне есть ноты на границе вашего диапазона, или ноты, попадающие в переход регистра (место, где грудной голос меняется на "головной" фальцет"), лучше на первом этапе воздержаться от исполнения таких песен и попробовать что-то, что поётся легко и удобно.
Выступление, особенно в конкурсе — это по-любому стресс. Так что есть нехилый шанс, что песня, которая дома уже вроде бы удаётся, на прослушивании и со сцены не прозвучит из-за излишнего волнения, напряжения мышц и т.п. Чем больше песня подходит под ваш голос, тем меньше шансы дать прилюдного "петуха". Если же всё равно очень хочется — то можно пытаться ) Но заранее себя настроить на долгие-долгие тренировки, чтобы сомнительные ноты стали лёгкими и привычными. Но всё же на первых порах лучше приучить себя считать, что ваш диапазон - это не те ноты, которые вы вообще способны взять, а те, которые являются вашим "рабочим диапазоном", то есть, те ноты, которые вы можете взять легко и непринуждённо, даже если ночью вас разбудят и скажут "а ну-ка пой".
2. Ещё один совет — может кому пригодится — перед тем, как прослушиваться, лучше успеть распеться. Хоть парочку простых вокальных упражнений, хоть просто на "ля-ля-ля" свою песню пропеть. Нераспетость может подпортить впечатление - особенно, если песня непростая. Распевка же поможет сделать исполнение более свободным и раскрытым. Распеваться по-хорошему лучше не на песнях, а хотя бы на обычных гаммах и трезвучиях, постепенно повышая тональность. Начинать распевку нужно с середины своего диапазона, постепенно забираясь наверх, а потом спускаться вниз до нижней границы диапазона.
Перед выступлением также следует избегать физических нагрузок и переохлаждений. Думаю, понятно, почему
Хорошая распевка длится час-полтора. При постоянных тренировках может дотянуть до двух, но больше - вряд ли. Так что рассчитывайте время, которое пройдет от распевки до непосредственно выступления.
3. Также не нужно кричать и выдавливать из себя неудобные ноты - в этом случае крик сразу высаживает звук "на связки", и выглядит это не самым лучшим образом. И не напрягайте мышцы - любое напряжение "зажимает" звук, делает его плоским, а не объёмным. Ни в коем случае не форсируйте звук искусственно — вы можете просто сорвать голос. Для того, чтобы пение звучало громко, но красиво, у нас есть резонаторы: основные — это грудной и головной. Если слово "резонаторы" пугает, и сложно понять, как всем этим добром пользоваться, на первых порах просто попробуйте раскрывать рот широко, как только сможете, и сразу почувствуете разницу.
Есть ещё одна беда звукоизвлечения: пение "в нос" — способ "пасть пошире" от него тоже помогает. Попробуйте раскрыть рот широко, а вдобавок представить, что у вас есть жабры, и что их вы тоже раскрываете, а при этом рядом ещё стоит доктор, который мечтает увидеть ваше горло, не используя для этого специальную палочку, а потом представить себе, что звук, который вы издаёте, заполняет вашу голову, носовые пазухи, грудь, и только потом выходит за пределы организма. На первых порах это может показаться сложным, но упорные тренировки спасут мир (При всём при этом надо ещё пытаться приподнимать мягкое нёбо - словно вы зеваете. Этому нехитрому упражнению можно поучиться дома перед зеркалом. Пение "на зевке" в идеале должно войти в привычку).
3. И ещё один хинт: далеко не все умеют сами себя слушать. И это совершенно нормально: человеческий организм устроен так, что то, как мы себя слышим сами, и тот звук, который слышат окружающие, могут очень сильно отличаться. Пока не привыкнешь к своему звучанию и не научишься делать скидку на эту разницу, очень сложно быть уверенным в том, что всё хорошо получается. Поэтому прежде чем идти куда-то петь, лучше несколько раз спеть песню знакомым. И лучше не родителям и хорошим друзьям, потому что часто так бывает, что близкие нам люди бывают к нам необъективны, и они просто не услышат ошибок и не обратят на них ваше внимание. Если есть преподаватель по вокалу - это, конечно, самый лучший вариант. Но если есть какой-то знакомый, о котором точно известно, что он умеет слушать и не будет хвалить только потому, что он ваш знакомый — это тоже неплохой вариант.
4. Есть ещё одна вещь — возможно, все это и так знают, но я на всякий случай повторюсь — дело касается, как это ни странно, питания. Перед пением не стоит плотно кушать, но и голодать тоже нельзя. Лучше всего неплотно поесть часа за два до прослушивания. И в день прослушивания не стоит пить алкоголь и газировку. На счёт алкоголя скажу отдельной строкой: всякое там пиво и прочие коктейли - это для голоса вообще яд. Есть мнение, что крепкий алкоголь типа коньяка хорошо разогревает связки, но это тоже палка о двух концах. Коньяк, действительно, может создать иллюзию, что вот оно, и вокал прорезался, и всё хорошо, и можно даже без распевки идти петь. Но этот эффект длится всего минут пять, а потом нераспетость опять берёт своё, и диапазон сужается с двух сторон. Так что, если вы хотите предстать в лучшем свете, хорошо бы обойтись без дополнительных допингов, а просто хорошо распеться. Не стоит перед пением кушать шоколад, чипсы, орешки, семечки и прочие продукты приравненные к категории "вкусная мелочь", они тоже мешают.
5. Несколько слов об артикуляции и интонировании: если песня быстрая и отрывистая да ещё и громкая, искушение "проорать" слова становится очень велико. Но "орать" - это не выход. Можно увеличить "атаку" с помощью более четкой артикуляции согласных в словах. Если не растягивать гласные, а согласные, наоборот, выделять, то даже тихое пение можно вывести на хороший уровень атаки. Если же песня сама по себе тихая, то более чёткая артикуляция тоже может дать хороший эффект. И ни в коем случае не нужно петь однообразно — иначе слушатели просто заснут. В любой песне, как правило, есть кульминационные моменты по музыке и по словам. Можно несколько раз прослушать оригинал с целью выловить эти моменты и в своём пении их также использовать.
Вообще, разучивать песню лучше, распевая её сначала вместе с оригиналом. Причём, чем меньше слышно расхождений, тем ближе вы приблизились к оригинальному звучанию. Конкретно японские песни не всегда идут на чистом "пении", часть встречаются и фальцетные куски, и "придыхание" и прочие прибамбасы эстрадного пения. Это всё хорошо выслушать и попытаться повторить.
Вот был у меня случай, пела я песню - всё вроде ровно, чисто, а звучание получается заунывное, монотонное — хоть тресни. Оригинал слушается хорошо, а себя на записи я один куплет выдержала, на припеве уже скривилась и выключила. Долго не могла понять в чем дело: выяснилось, что проблема как раз в том, что пение, как это ни смешно - излишне "чистое". Добавила придыхания, фальцета, интонаций - и на удивление стало лучше.
Кстати об интонировании (в текстовом, а не музыкальном смысле) - о нём тоже не надо забывать. Японистов у нас, конечно, немного, и мало кто из зрителей поймёт, о чем в песне поётся. Но человек, который исполняет эту песню, должен понимать, о чём спич. И петь, согласуясь с этим смыслом: где-то тихо и прочувствованно, где-то "с надрывом", где-то с напором. Тогда даже без знания смысла, зритель услышит правильный посыл.
6. Ещё одна вещь, которой не все пользуются, но являющаяся основой правильного пения — это дыхание. При пении просто необходимо правильно дышать. Т.е. брать воздух носом, а не ртом, и наполнять при этом не верхнюю часть легких, а нижнюю. Грудь не должна двигаться, двигается только живот. Плечи, как и грудь, во время пения должны оставаться неподвижными. Если песня быстрая и пауз в ней не очень много, то стоит заранее продумать, в каких именно местах вы будете брать дыхание. Чтобы не получалось так, что последние слова вы выдавливаете из себя на последних запасах воздуха: такие ноты имеют очень много шансов не прозвучать.
В общем, для того, чтобы начать петь, надо вдохнуть носом, на моменте набора воздуха поджать мягкое нёбо, наполнить воздухом живот - и вот вы готовы петь.
7. Тренироваться в идеале нужно как без микрофона, так и с микрофоном. Многие вокалисты страдают от того, что не умеют работать с этой аццкой машинкой. По хорошему, перед мероприятием хорошо бы попробовать попеть именно в тот микрофон, с которым вы будете выступать на сцене. Потому что под разные голоса по идее нужны разные настройки. Такое не всегда получается, к сожалению, но это я так, в идеале... )
В любом случае, надо привыкнуть отодвигать и приближать микрофон, если в песне, скажем, есть тихие и громкие куски. И не отворачиваться от микрофона, мотнув головой в певческом экстазе.
В целом же, если хочется петь и душа к этому лежит, то рано или поздно к преподавателю обратиться нужно. Потому что у всех у нас есть индивидуальные особенности голоса, и такие же индивидуальные ошибки, которые мы сами можем долго не замечать. А если привыкнуть петь неправильно, то переучиваться потом гораздо сложнее, чем учиться с нуля
Ну и, как водится, желаю всем успехов на вокальном поприще Дело это интересное и нужное, единожды начав, остановиться практически невозможно )))
И, конечно же, до встречи на сцене!
И если опытным вокалистам есть, что добавить к этой телеге, вы таки добавляйте. Я написал всё, что мне пришло в голову, но вполне мог забыть что-то важное Спорить тоже можно
Вчерашний день )
Воскресенье выдалось на редкость загруженным. С утра у нас был прогон первого акта "Волков Мибу". Надо сказать, что такого укурочного прогона у нас ещё не было, и его решено было именовать "гон-прогон". Жалко, что никто это не снимал - мы были бы обеспечены материалом для бэкстейджей на ближайшие два года
А всё началось с того, что плей-лист не хотел выстраиваться, между песнями были паузы, которые пришлось заполнять. Вот народ и заполнял. Так, что потом животы от смеха болели
А потом мы поехали слушать караокеров на прослушивание для Тя-но-Ю. Сидели тёплой компанией ) Само прослушивание было неоднородным: были прекрасные исполнители, которых хоть сейчас на сцену, были такие, которым ещё учиться и учиться, и было некоторое количество людей, которые выбрали неудачную песню. Не под свой голос и диапазон, или с очень сложными песнями, где надо особым образом подавать звук, чтобы эта песня прозвучала.
Осмелюсь дать несколько советов исполнителям, собирающимся на прослушивание или — чем чёрт не шутит — сразу на сцену
А всё началось с того, что плей-лист не хотел выстраиваться, между песнями были паузы, которые пришлось заполнять. Вот народ и заполнял. Так, что потом животы от смеха болели
А потом мы поехали слушать караокеров на прослушивание для Тя-но-Ю. Сидели тёплой компанией ) Само прослушивание было неоднородным: были прекрасные исполнители, которых хоть сейчас на сцену, были такие, которым ещё учиться и учиться, и было некоторое количество людей, которые выбрали неудачную песню. Не под свой голос и диапазон, или с очень сложными песнями, где надо особым образом подавать звук, чтобы эта песня прозвучала.
Осмелюсь дать несколько советов исполнителям, собирающимся на прослушивание или — чем чёрт не шутит — сразу на сцену