читать дальшеЙорк прекрасный и разный. За эти несколько дней он показался нам и дождливо-серым, и пасмурно-облачным, и ярко-солнечным под высоким синим небом, словно нарочно красуясь: смотри, вон я какой. А ещё вот такой. И вот таким тоже бываю.
Йорк небольшой – всего 170 тысяч жителей, весь центр мы в первый же день исходили ногами вдоль и поперёк, поражаясь ощущению старины, уюта и при этом истинного северного достоинства. Здесь побывали и римляне, и викинги, и Вильгельм Завоеватель, и кто только не.
Йоркширский диалект сложный, я его сперва вообще не понимал, потом немного втянулся: северяне действительно говорят иначе, у них свой «поребрик» и своя «шаверма». Даже продаются сувениры с переводом ряда слов и выражений с северного диалекта на нормальный английский.
Почти отовсюду виден Йоркский собор – в городе запрещено строить здания выше него. В целом, это правило довольно легко соблюсти: собор совершенно гигантский. Говорят, самый большой в северной Европе. На закате он особенно прекрасен: солнечные лучи ложатся так, что он кажется золотым на фоне темнеющего неба. Поскольку приехали мы в выходные, то попали на расширенный вариант eveningson. И всё равно, какого ты вероисповедания: если хочешь прийти – приходи. Если хочешь молиться – вот тебе текст. Если хочешь понимать, что происходит: вот тебе описание и полный текст богослужения и сборник гимнов в придачу. Хор и орган настолько красиво звучат в этих стенах, что словами не передать. И после музыка ещё долго не затихает внутри. А над городом плывёт колокольный перезвон...
Внезапно даже в городском проспекте написано, что, мол, не пропустите: именно в Йоркском соборе снимали сериал «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», зайдите, посмотрите на статуи. Ну, мы зашли, разумеется. Докладываем: все статуи на месте, ни одна заговорить не пыталась.
А ещё в Йоркском соборе есть сердце Йорка. Орнамент на окне складывается так, что получается каменное сердце. Местные жители говорят, что сюда приходят те, кто хочет быть вместе навеки. Правда, тут же добавляют: «ни у одних моих друзей не получилось. Наверное, они что-то не так делали».
И тут же после церковных песнопений и органной музыки без перехода и на контрасте: wedding day. Мы попали в Йорк в день, когда принято праздновать свадьбы, и к вечеру началась настоящая вакханалия или, как её назвал один из местных, local wild life. Местами очень wild. Такого количества невест и женихов на улицах я, наверное, никогда не видел. Там, где не свадьбы, там проходили мальчишники и девичники. В количестве таком, что ни одного не арендованного под это дело кафе в городе мы просто не нашли. И вместо того, чтобы пожрать, поехали на речную прогулку.
В Йорке протекает три реки, самая крупная из них называется Оуз. И разливается она будь здоров, каждый год устраивает жителям Йорка наводнения. Поэтому возле многих домов на набережной есть стальные ворота, которые задраивают в случае потопа. По реке Оуз плавают жирные дикие гуси в большом количестве, говорят, что и рыбы довольно много, причём, крупной.
А ещё в Йорке пахнет шоколадом, и вся история города связана с шоколадом. Именно здесь придумали КитКат, Смартис и другие вкусняшки. Разумеется, мы сходили на шоколадную фабрику. И жрали там шоколад. И даже сами делали шоколад. Короче, я слипся весь напрочь, и не знаю теперь, как разлипнуться обратно.
В самом центре города находится историческая пешеходная улочка Шемблз: она узкая, и дома нависают прямо над головой. И это тоже не просто так: в старые времена на это улице торговали мясники, и дома давали тень, отчего на мясо не попадало палящее солнце и оно дольше оставалось свежим. Тут и сейчас магазины, кафешки и небольшой рынок с произведениями местных умельцев: хочешь тебе керамика, хочешь – роспись по футболкам под заказ. Есть и «магазин, который нельзя называть» – это филиал магазина у Платформы 9 ¾ с атрибутикой по Гарри Поттеру. Гиковских магазинов тоже полно: особой популярностью пользуются Звёздные войны и Доктор Кто (и нет, мы не повезли в Москву надувного штурмовика. И плюшевого далека тоже не повезли).
В плане еды Англию часто ругают: мол, за гастрономическим туризмом вам не сюда. Но Йорк и тут отличился: йоркширский пудинг оказался прекрасен, как рассвет. Если в двух словах: это такая выпеченная из хлеба тарелка, в которую накладывают мясо, овощи и поливают всё это вкуснющим соусом. Не чисто северная, но тоже классная штука: cornish pasty – пирожки в форме большого пельменя с чем ни попадя, берутся на вынос, и пока бегаешь по достопримечательностям, успеваешь ещё и перекусить. В классическом варианте cornish pasty делается с мясом и картошкой.
Жили мы в Йорке в викторианском гест хаусе, и это создавало отдельный колорит. Вообще, сначала мы его не нашли, хотя он оказался прямо на дороге: наверное, феи решили подшутить. В гест хаусе подавали настоящий английский завтрак: с овсянкой, омлетом, беконом, тостами, грибами и бобами, всё как положено. А в комнате в мансарде под самой крышей был камин. Правда, не действующий. Но в нём и не было необходимости: в Англии сейчас довольно жарко. Я даже сгорел. Дважды. В северной, блин, Англии. Действительно, где ещё сгорать, как не здесь?
Ещё в Йорке любят котов, мышей и призраков. Каждому старинному зданию (в особенности, старому пабу) просто неприлично не обладать собственным призраком и историей его появления. Йоркширские коты тоже повсюду, как и сувенирка с котиками. А с мышами была вот какая история: жил был один мастер краснодеревщик, впоследствии известный, а тогда ещё совсем никто и звать никак. И дела у него шли из рук вон плохо, пока он не придумал идею с мышью. Отныне на каждом его изделии он вырезал мышь, но каждый раз мышь располагалась в новом месте, и найти её было не так-то просто. И все стали скупать его изделия, потому что стало интересно, а где же будет мышь в следующий раз. Теперь мышей можно искать в музее, который находится в Йоркском замке. Но этот музей сам по себе настолько прекрасен, что достоин отдельной главы путевых заметок.
Вдоволь нагулявшись по Йорку, мы рванули осматривать окрестности. Душа захотела природных красот, а карты и проспекты обещали outstanding natural beauty, и мы поехали в леса. Сначала – на лавандовую ферму в Террингтон: удивительно красивое место, десятки сортов лаванды, десятки сортов мяты, среди всего этого цветочного великолепия ещё пруд с лотосами и кувшинкамии, а неподалёку пасутся белые олени. Запах лаванды оглушительный. С лавандой делают всё: лавандовый мёд, варенье с лавандой, тонны косметики с лавандой, кексы с лавандой, лавандовый сироп, лавандовый кофе, лавандовый чай... короче, всё, что вы можете себе представить – всё бывает с лавандой.
Нанюхавшись и наевшись лавандовых деликатесов, мы захотели отправиться в замок, который расположен всего в пяти милях от фермы, но не тут-то было. Оказалось, что место это дикое, и от фермы к замку ходит всего два автобуса в день по воскресеньям. И оба уже прошли, остался только один обратный из замка. И тут, как водится, отнюдь не голова возжелала приключений: мы решили, что моцион по йоркширским долинам дело зело полезное, а пять миль для бешеных нас не то, чтобы крюк, а так, небольшой крючочек. И пошли. Забегая вперёд, скажу, что до замка мы в итоге не дошли, потому что та тропинка, которая на карте была обозначена как ведущая к замку, оказалась на частной территории, а через забор мы решили всё-таки не лезть, и отправились назад к ферме, прошагав таким образом в районе 8 км по диким йоркширским полям и набрав полные ботинки этой самой natural beauty

Пустоши и долины (moors and dales) – чем они отличаются? Как сказал наш гид Тревор: да здесь повсюду пустоши и долины. Просто в пустошах чуть больше пустошей, чем долин, а в долинах наоборот. Но на самом деле, конечно, отличия есть, и северная английская природа отличается от южной. Юг кажется более цивильным, вылизанным и причёсанным, там тоже всё красиво и кудряво, но оно прям такое, как на картинке. А вот Север – он более дикий и буйный, и более холмистый. Кое-где перепады высот такие, что закладывает уши. Парапланерный спорт торжествует. Про одну из долин рассказывают легенду, что получилась она благодаря великану, который погнался за девушкой, но так и не смог её догнать. И тогда великан в сердцах зачерпнул горсть земли и бросил её – там, где он взял землю, получилась огромная яма, а в ней – долина. Вот оно примерно так и выглядит, да. Только великан был очень гигантским: наверное, король великанов.
Ещё есть чесночные холмы. Это ты такой въезжаешь на холм, и тут отовсюду начинает хорошо так пахнуть чесноком, как будто фейри в холмах курочку с приправами жарят. А это всё дикий чеснок, он растёт на Севере повсеместно и в таких количествах, что холмы пахнут чесноком.
На севере Йоркшира находится большая часть всех вересковых пустошей мира, а вратами в пустоши называют город Пикеринг. С его названием связана тоже любопытная история: один лорд потерял фамильное кольцо и очень сильно расстроился. Он обвинил в пропаже кольца служанку, хотя та говорила, что не брала драгоценность. И, как водится, оказалось, что так оно и было: а потерянное кольцо традиционно упало в воду, его проглотила щука. Но щуку выловили и подали лорду на стол. Так он снова обрёл свой перстень, а на несправедливо обвинённой служанке впоследствии женился, чтобы загладить вину.
Пустоши уже зацветают. Самый вересковый расцвет будет в августе, но уже сейчас они сиреневые. Thousands acres of nothingess – так сказал Тревор про пустоши. Но там всё-таки не совсем «ничто посреди ничего»: помимо вереска растёт хлопчатка и нарциссы. И куча овец пасётся повсеместно: белых с чёрными мордами. Пустоши кажутся бескрайними, деревьев почти нет – а те, что всё-таки встречаются, явно не очень довольны местом своего произрастания. Порой пустоши горят... Говорят, когда-то давно в пустошах было много разбойников и контрабандистов. И вот однажды таможенник (или как его назвать? Шериф? Представитель власти, короче) поймал шайку контрабандистов и попытался их арестовать. Но их было больше, и вооружены они были хорошо. Не пожелав расставаться с товаром, они убили таможенника, а останки сожгли. С тех пор, каждый раз, когда пустоши горят, говорят, что это мёртвый таможенник поджигает траву, чтобы отомстить своим убийцам.
На Севере много заброшенных руин старинных аббатств. После церковного раскола аббатства разрушались специально по приказу короля, чтобы неповадно было. Из камней старых аббатств строили дома и замки, но кое-что всё-таки осталось. Аббатство Байленд, аббатство Риво, аббатство Уитби – все они похожи на остовы, и синее небо сияет сквозь ажурные анфилады окон. Руины аббатства в Уитби вдохновили Брэма Стокера. Говорят, именно сидя в Уитби, он писал «Дракулу», глядя на мрачные готические развалины. Теперь в Уитби много аттракционов, связанных с Дракулой. А ещё – с пиратами и Джеймсом Куком. Уитби расположен на побережье. Вход в гавань непростой, и путь указывают маяки. Берег скалист и изрезан, а над заливом кружат сотни наглых чаек. Наглых настолько, что одна из этих подлых тварей напала на Азиль, спёрла прямо из рук кусок лобстера и улетела.
По дороге в пустоши показывают ещё одну достопримечательность – деревню Готленд со старинной железнодорожной станцией, где снимался первый фильм по Гарри Поттеру: на эту станцию поезд прибывал в Хогсмид. Так что вот мы тут ещё и в Хогсмиде побывали внезапно

Последним на пути оказался городок Хэмсли – небольшой, но уютный, как многие маленькие английские города. А неподалёку от Хэмсли есть мост, и про него рассказывают такую историю: Томас Фесс был сыном фермера и полюбил дочь лендлорда. Разумеется, ни о какой свадьбе не могло быть и речи: дочь лорда не отдали бы замуж за бедняка. И тогда Томас Фесс решил отправиться в морские странствия, да ни с кем-нибудь, а с самим Френсисом Дрейком. Во время плавания он скопил немалое состояние и вернулся на родину богачом. Он очень хотел поскорее попасть к своей возлюбленной и попросить её руки у отца девушки, но река разлилась, он не смог перейти на другой берег, и вынужден был ждать, пока наводнение окончится. В итоге он всё-таки женился, но немногим позже. А потом построил каменный мост, чтобы ни одно наводнение не могло больше разлучить влюблённых, которым надо с одного берега на другой.
Я так полюбил Йорк, что один из дней, который мы планировали провести в Лондоне, был без сожалений отдан Северу. И всё равно этого оказалось слишком мало. Севера никогда не будет достаточно.
В следующей серии я расскажу о Йоркском замке: викторианском Йорке, Йорке во время войны, Йорке 60-х... А пока я еду в поезде, который уже через десять минут прибудет на Кингс Кросс, и увожу Север в своём сердце. И на моей куртке красуется белая йоркширская роза.









@темы: кто съел мой моск, Сумбурный стил лайф, Экшн и сэйшн, Нынче здесь, завтра там..., Радость жизни, Фото, Я, Путевые заметки
Это ты такой въезжаешь на холм, и тут отовсюду начинает хорошо так пахнуть чесноком, как будто фейри в холмах курочку с приправами жарят. Удобно устроились.)
Какие же нереально красивые места.
Да, наверное. Они же почтенные английские статуи, и не должны болтать с каждым встречным)
Места удивительные, это у меня пока только кривые моблофотки, которые ничего особенно не передают.
Mark Cain,
С мышами там много всего ))) шоколадные мыши лучше всего
Kadzu,
Вот оно просто настолько офигенное, что не передать. Я еще не уехал, а уже начинаю думать, когда сюда еще раз поеду...
dagmara66,
Спасибо) Всего и не рассказать, там столько впечатлений... Но я стараюсь записать хотя бы часть.
Inar,
Не, Шотландия в следующий раз. В этот раз у нас Ирландия будет.)
.Eiric.,
Я ожидал, что оно будет охрененное. Но шоб вот настолько... )))
рикоро,
Все в Лондоне, и вокзал, и платформа.
Читаю и радуюсь, так здорово написано!
Всегда пожалуйста
Эх, остальное бы осились записать, пока не забылось... )