Fight for your values and fight for your friends! | Влюблён в Йоркшир | Северная гордость | По эту сторону дождя
Настигли меня тут тематические раздумья на тему тех сценок, которые подают на аниме-фестивали в конкурс. Многое из поданного, как мы знаем, не попадает на сцену, отсеиваясь ещё на этапе отбора. А по итогам того, что попадает, в отчётах потом часто встречаются фразы типа: "да, была на фесте пара хороших сценок, а остальное прошло как-то мимо, да и вообще уровень сценок нынче не тот, что раньше..."
Но на сцене это ещё и подать надо так, чтобы зритель заинтересовался. Я же сейчас именно про сценарии говорю, как про - не побоюсь этого слова - литературное произведение.
Почему получается так, что присланные сценарии не получают должного отклика в сердцах отборочной комиссии, отправляются на переработку, а то и просто идут "ффтопку" без объяснения причин?
Мои мысли на эту тему, разумеется, не являются истиной в последней инстанции, это всего лишь попытка анализа проблемы, основывающая в основном на моём опыте рассматривания сценариев для прошедших Аниматриксов и Они-но-Ёру.
Много букв о типичных ошибках сценариста аниме-сценки

@темы: Креатиффф, аниме, ИМХО, Мысли вслух

Комментарии
31.07.2009 в 15:51

ein bisschen bi ein bisschen schwul
Замечательный текст! Спасибо, очень интересно было. =)

Вопрос: можно у себя сделать ссылку, или у вас закрыт дневник? =)
31.07.2009 в 15:52

Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Если хотите, чтобы красивое слово прозвучало, расшифруйте его. Скажите, не "он использует нэн", а "он использует магическую силу нэн", не "его занпакто больше моего", а "его меч-занпакто больше моего". Тогда вас лучше поймут
От этого в части случаев может спасти пункт 5 :) Если на слове "занпакто" персонаж наглядно продемонстрирует зрителям занпакто, вопрос будет снят. Ну, если там не занпакто, а шворц и прочая абстракция - тогда, конечно, увы...

В типичные ошибки авторов сценариев я бы добавила еще две:
- весь сценарий - это прямой, без отступления от линии партии, сжатый пересказ канона или его части (тогда тем, кто канон не видел, все равно ничего не понятно, потому что пересказ очень-очень сжатый, а тем, кто видел, все понятно, но очень скучно);
- и "мы сделаем вам красиво", когда в авторском замысле основная ударная сила отведена антуражу: мегакрыльям, акробатической боевке, песням и танцам, сыплющимся сверху блесткам и прочей радости. В сценарии этого не будет видно, даже если подробно расписать ремарки. Единственное, что может поправить дело в данном случае, - мне кажется, присылка видеозаписи готовой сценки вместе со сценарием. И то не факт, что "красиво" перевесит бедность собственно пьесы.

И еще одна ошибка, которую очень трудно сформулировать, она близка по сути пункту два, но имеет более масштабное происхождение. Это написание сценария по принципу "мы курили, нас смеяло". Известно, что небольшой группе людей, сплоченных общими интересами и увлечениями, может казаться смешным или, наоборот, трогательным до слез то, что у широких масс вызывает в лучшем случае недоумение. Здесь неплохо было бы "сверить часы" не с теми людьми, которые не в курсе фэндома, а с более-менее общечеловеческими параметрами. "Большое" искусство авторам в помощь, в общем-то. Такая сверка, разумеется, не гарантирует стоячей овации, но, по крайней мере, дает вероятность, что две трети зала в самом деле будет смеяться произнесенным шуткам...
31.07.2009 в 16:09

"I take orders from just one person. ME.” (Han Solo)
В свое время была у нас памятка сочинителям сценок. Это можно копипастнуть к себе, если что? )
31.07.2009 в 17:03

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус
Хельга Эн-Кенти
Спасибо за мануал)

*вспомнила, как писали сценарий, а потом доводили его до ума* В принципе, у нас грехом была только редкость фэндома, а во всём остальном мы почти уложились в идеал)
31.07.2009 в 19:23

Fight for your values and fight for your friends! | Влюблён в Йоркшир | Северная гордость | По эту сторону дождя
Кито
Можно ) У меня усё открыто :)

Eswet От этого в части случаев может спасти пункт 5 :) Если на слове "занпакто" персонаж наглядно продемонстрирует зрителям занпакто, вопрос будет снят. Ну, если там не занпакто, а шворц и прочая абстракция - тогда, конечно, увы...
Угу, ежели это нечто материальное, то показать всяко можно. Но это уже частности, от каждого конкретного фэндома зависит. В целом, не важно, объяснить ли это вербально или жестами, главное, шоб объяснили )

В типичные ошибки авторов сценариев я бы добавила еще две: - весь сценарий - это прямой, без отступления от линии партии, сжатый пересказ канона или его части (тогда тем, кто канон не видел, все равно ничего не понятно, потому что пересказ очень-очень сжатый, а тем, кто видел, все понятно, но очень скучно);
О, дааа! Такое тоже регулярно встречается, увы...

- и "мы сделаем вам красиво", когда в авторском замысле основная ударная сила отведена антуражу: мегакрыльям, акробатической боевке, песням и танцам, сыплющимся сверху блесткам и прочей радости. В сценарии этого не будет видно, даже если подробно расписать ремарки. Единственное, что может поправить дело в данном случае, - мне кажется, присылка видеозаписи готовой сценки вместе со сценарием. И то не факт, что "красиво" перевесит бедность собственно пьесы.
Западло ещё в том, что к моменту, когда надо присылать видео или приходить на просмотр, половина красивостей ещё не готова. И, конечно же, красивости не отменяют того, что сюжет у сценки должен быть. Для бессюжетных красивостей всегда есть конкурс дефиле :)

И еще одна ошибка, которую очень трудно сформулировать, она близка по сути пункту два, но имеет более масштабное происхождение. Это написание сценария по принципу "мы курили, нас смеяло". Известно, что небольшой группе людей, сплоченных общими интересами и увлечениями, может казаться смешным или, наоборот, трогательным до слез то, что у широких масс вызывает в лучшем случае недоумение. Здесь неплохо было бы "сверить часы" не с теми людьми, которые не в курсе фэндома, а с более-менее общечеловеческими параметрами. "Большое" искусство авторам в помощь, в общем-то. Такая сверка, разумеется, не гарантирует стоячей овации, но, по крайней мере, дает вероятность, что две трети зала в самом деле будет смеяться произнесенным шуткам...
В принципе, во втором пункте я это тоже имел в виду, только не слишком развёрнуто выразился ) Узкофэндомность может проявляться по-разному. Могут быть вещи, понятные только знатокам первоисточника, а может быть более извратный вариант: вещи, понятные тем, кто давно и прочно увяз в фаноне, а от изначального канона там уже могли одни уши остаться ) Скажем, какой-нибудь Нефрит, которого вечно записывают в бухарики на основании того, что он один раз в кадре появился с бокалом. Бороться в любом случае с этим только одним способом: показать текст тому, кто не знаком ни с каноном, ни с фаноном)

Адольф Тругендер унд Иннокентий Пепелац, эксклюзив
А вот я эту памятку искал и не нашел. Она у тебя где-нить сохранилась?
Копипастнуть можно, есессна )

rony-robber
Не за что )
В принципе, у нас грехом была только редкость фэндома, а во всём остальном мы почти уложились в идеал)
Дыкть редкость фэндома - это ни разу не грех, если в остальном всё изложено чётко и понятно ))
31.07.2009 в 20:00

Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Хельга Эн-Кенти
И, конечно же, красивости не отменяют того, что сюжет у сценки должен быть. Для бессюжетных красивостей всегда есть конкурс дефиле
Ну да, как-то так :) Сложности наступают, когда сюжет вроде бы и есть, но не дотягивает до хоть какой планки, а автор сценария никак не возьмет в толк, отчего ж его сценку не берут, если у него та-ак красиво!..

Могут быть вещи, понятные только знатокам первоисточника, а может быть более извратный вариант: вещи, понятные тем, кто давно и прочно увяз в фаноне, а от изначального канона там уже могли одни уши остаться
Я даже не вполне это имею в виду. Вот, скажем, иногда народ начинает в сценку вставлять свежий падонковский слэнг, а его еще далеко не все вообще знают. Или какие-то шутки, вообще не связанные с каноном или фаноном, а какие-то локальные, из любимого анекдота, скажем. Тогда этот анекдот знают все, кто учится с автором сценария на одном курсе, например, а вот за пределами этого курса - опаньки... Потому и говорю, что надо на общеизвестное ориентироваться.
31.07.2009 в 21:56

"I take orders from just one person. ME.” (Han Solo)
Че-та тож не могу найти наши советы - видимо, отписала куда-то вместе с инфой о прошлых Аниматриксах. (
05.08.2009 в 11:21

Fight for your values and fight for your friends! | Влюблён в Йоркшир | Северная гордость | По эту сторону дождя
Eswet
Я даже не вполне это имею в виду. Вот, скажем, иногда народ начинает в сценку вставлять свежий падонковский слэнг, а его еще далеко не все вообще знают. Или какие-то шутки, вообще не связанные с каноном или фаноном, а какие-то локальные, из любимого анекдота, скажем. Тогда этот анекдот знают все, кто учится с автором сценария на одном курсе, например, а вот за пределами этого курса - опаньки... Потому и говорю, что надо на общеизвестное ориентироваться.
Эт да ) Хотя вот какой-нить "камеди-клаб" или "Дом-2" -штуки общеизвестные, а я их не знаю. И думаю, что таких зрителей тоже найдется. Так что по-любому надо писать так, шобы было понятно и доступно даже тем, кто не очень в теме )

Адольф Тругендер унд Иннокентий Пепелац, эксклюзив
Ыыы ( Жаль (
28.01.2010 в 21:04

Спасибо! советы очень-очень ценные! будем придерживаться! )))
28.01.2010 в 22:50

Fight for your values and fight for your friends! | Влюблён в Йоркшир | Северная гордость | По эту сторону дождя