Fight for your values and fight for your friends! | Влюблён в Йоркшир | Северная гордость | По эту сторону дождя
Некоторое время назад в личном разговоре с группой товарищей зашла у нас речь об архетипических сюжетах в мировой литературе.
Архетипические сюжеты в данном контексте толковались по Борхесу, что есть всего четыре вечных сюжета: об укреплённом городе, о возвращении, о поиске и о самоубийстве Бога.
А потом мы вспомнили, что есть ещё модель литературного архетипа, описывающая "вечный образ" (ну, например, Гамлет, Дон-Жуан, Дон Кихот, Дракула и т. п.)
И дошёл разговор до поиска взаимосвязи между вечными образами и вечными сюжетами. Но поговорить я сейчас хочу не об этом
Мне интересно, насколько всё-таки "вечные образы" все вписываются в архетипические сюжеты, или есть исключения?
Поэтому предложение к ПЧ есть: давайте вместе повспоминаем, какие вообще есть "истории, известные всему миру", переложенные в разных трактовках? )
Помимо уже вышеуказанных историй Гамлета, Дон Жуана, Дон Кихота, Дракулы, мне с ходу вспоминаются Ромео и Джульетта, баллады о Робин Гуде, легенды о Рыцарях Круглого Стола, Илиада и Одиссея, конечно же. Аргонавты. История царя Эдипа. История Прометея. (но в греческих мифах всё вообще с этим просто, там архетип на архетипе сидит и архетипом погоняет), история Одина с его смертью и возрождением. Естественно, история Иисуса.
Какие ещё "вечные истории" и "вечные образы" приходят вам на ум? Поделитесь, плз
Архетипические сюжеты в данном контексте толковались по Борхесу, что есть всего четыре вечных сюжета: об укреплённом городе, о возвращении, о поиске и о самоубийстве Бога.
А потом мы вспомнили, что есть ещё модель литературного архетипа, описывающая "вечный образ" (ну, например, Гамлет, Дон-Жуан, Дон Кихот, Дракула и т. п.)
И дошёл разговор до поиска взаимосвязи между вечными образами и вечными сюжетами. Но поговорить я сейчас хочу не об этом

Мне интересно, насколько всё-таки "вечные образы" все вписываются в архетипические сюжеты, или есть исключения?
Поэтому предложение к ПЧ есть: давайте вместе повспоминаем, какие вообще есть "истории, известные всему миру", переложенные в разных трактовках? )
Помимо уже вышеуказанных историй Гамлета, Дон Жуана, Дон Кихота, Дракулы, мне с ходу вспоминаются Ромео и Джульетта, баллады о Робин Гуде, легенды о Рыцарях Круглого Стола, Илиада и Одиссея, конечно же. Аргонавты. История царя Эдипа. История Прометея. (но в греческих мифах всё вообще с этим просто, там архетип на архетипе сидит и архетипом погоняет), история Одина с его смертью и возрождением. Естественно, история Иисуса.
Какие ещё "вечные истории" и "вечные образы" приходят вам на ум? Поделитесь, плз

Там сразу есть и об укрепленном городе, и о поиске, и о возвращении. Ну и если идти по классическим архетипам героев Юнга, то тоже большая часть ложится )
~Хару-Ичиго~,
Зависит от сюжета. Может трактоваться как о поиске (искал что-то важное, но именно здесь нашёл себя) и как о возвращении (думал, что его дом где-то там, но пришёл к выводу, что дом всё время был здесь)
Charoite, я как раз усомнился в вечности истории, а не в её вписывании в схему вечных сюжетов. На мой взгляд, Круглый стол - это комплект известных, но не вполне архетипичных сюжетов.
непорочное зачатие: Дева Мария и прочее. у различных примитивных племен это довольно распространенный прием ( села на семя гусей, встретила леопарда и т.п.)
Золушка (Психея) Кстати, в истории с психеей там много всяких элементов - Финист-ясный сокол, Красавица и Чудовище.
Да, почему нет? История: "девушка выходит замуж за мужчину, старше неё, и влюбляется в его молодого родственника/работника/телохранителя/секретаря (нужное подчеркнуть)" вполне обычное дело во всяких драмах.
Или взять Гарета и Линетт. Тема "главгерой и главгероиня волей судьбы заброшены на квест, но не хотят идти друг с другом, а потом, в пути, ПРОНИКАЮТСЯ", это вообще классика.
Переложения истории ты по чему конкретно считаешь? Вот были Мэлори и Кретьен де Труа, был Гарфрид Монмутский, а дальше пошло-поехало. От 15внка и вплоть до современных трактовок а ля Лохед, Стюарт и... не помню автора "Туманов Авалона", но все это разные трактовки одной и той же истории.
Ну или как выше было написано: сюжеты "нелюбимый муж vs идеальный возлюбленгый", история совместного поиска, история невольной инцестуальной связи (см. Эдип), а уж история Грааля вообще архетипична по самое немогу )
Всем: сорри за очепятки, я с телефона)
Ну в этом плане да, я там выше писал, что мифы по сути своей архетипичны более чем полностью.
Со сказками бывает по-разному, но в большинстве своем тоже - если мы не нашли в сказке архетипичный сюжет, значит, мы чего-то не знаем об этой сказке. Оно часто зарыто глубоко, но заложено.
Я сейчас скорее про более поздние сюжеты. Авторские переложения и истории, которые стали именами нарицательными. )
Luis Alvaro,
В Нарнии дофига архетипов, да. Но это и логично, потому как все мы знаем, откуда там "ноги растут".
У Профессора тоже архетипичные сюжеты, и тоже по понятным причинам.
Но при этом "вечных образов" у Профессора побольше будет, имхо.
Лавры Крапивина не дают спать спокойноВы архетипы по кому берете? по Юнгу? вся мировая литература по Юнгу раскладывается, если что)
Я вот пока не могу определить, какой из архетипичных сюжетов мне милее. Иногда штырит одно, иногда другое... Надо как-нить примерно прикинуть и вывести закономерность )
Сова в портвейне,
Это-то понятно ) Я тут спрашиваю не столько о самих сюжетах и их привязке к архетипам, сколько о сюжетах, чьи герои стали нарицательными.
Допустим, когда говорят Робин Гуд, Дон Жуан, Ланселот - у нас в голове рождается четкий образ, сцепленный с соответствующей историей. А если я скажу охотник Айлып, то такого образа у всех не возникнет. Но это не значит, что сюжет про Айлыпа не архитипичен, просто он не стал нарицательным.
Каин и Авель, прежде всего.
Иосиф и его братья, Моисей.
Из куда более позднего - я б сказал, что мушкетеры Дюма - давно уже архетип)
CharoiteПро Геракла уже сказали. Персей спасающий бабу от чудовища.
Персефона и Деметра (туда же Аид).
Кронос и дети (Зевс, Посейдон и Аид) *тарас бульба нервно курит в сторонке*
И т.д.
Ммм, нет, там всё-таки не то.
Тут, скорее, как Энкиду наоборот.)))
А Вечный Жид?
Кстати интересно, что он и Каин идут лейтмотивом к современным вампирам.
Доктор Фауст?
Я тоже очень люблю греческие мифы ) Но там практически все попадают под определение.
Давно мечтаю почитать это всё не в Куновском переложении, а перевод "без купюр" ))
Марица Фраминешти,
О! Да, этот образ попадает. И я про него вообще забыл почему-то... Спасиб )
Witch_Jane,
Дракулу я в посте упоминал )))
лейтенант Немо,
Ага, я думаю, что эти образы все подходящие. Когда при назывании имени персонажа возникает соответствующий чёткий образ — это оно ) А мы тут в дискуссии арабские сказки как-то вообще подзабыли... Спасибо ))
Из современного нам ещё Стар Трек подкинул пару вечных образов. Многие не смотрели Трек, но кто такой Спок знают
Констанция Волынская,
С "Ночью", скорее, зависимость обратная: Желязны взял уже имеющиеся в мировой литературе "вечные образы", и поместил их в свой сюжет.
Arret,
Фауст ага ) А греческие герои почти все подходят )))
__
Мне ещё Франкенштейн вспомнился по сложной цепочке ассоциаций.
Ну, Франкенштейн у нас местами в историях от Голема до Буратино виднеется =)